Как правильно составить смету доходов и расходов ТСЖ

9 апреля 2013 -

Общие сведения о сметах доходов и расходов ТСЖ (ЖСК).

В соответствии с ч. 3 ст. 148  ЖК РФ правление ТСЖ (ЖСК) обязано составлять сметы доходов и расходов на каждый год.

Сметы утверждаются общим собранием ТСЖ (ЖСК) и служат основой для финансирования в течение календарного года.

Ясно, что основную роль в функционировании ТСЖ (ЖСК) играет смета расходов.

Именно смета расходов представляет собой документ, определяющий правомерность и необходимость осуществления конкретных расходов, связанных с уставной деятельностью.

Если ТСЖ (ЖСК) осуществляет только уставную деятельность, и источником финансирования служат только взносы собственников помещений, то формирование сметы доходов теряет смысл, так как при этом доходы полностью определяются сметой расходов. При наличии предпринимательской деятельности или иных поступлений помимо взносов собственников (например, бюджетных субсидий) утверждаются и смета расходов, и смета доходов. Необходимость сметы доходов вызвана тем, что доходы в этом случае в значительной степени не зависят от сметы расходов. Как правило, в таких случаях доходы превышают предусмотренные сметой расходы, и появляется возможность уменьшить взносы собственников.

При осуществлении расходов бухгалтер ТСЖ (ЖСК) строго руководствуется соответствующими статьями сметы расходов, которые фактически выступают в качестве аналитических счетов. После утверждения общим собранием смета расходов определяет нормативные расходы ТСЖ (ЖСК). Наряду с нормативными в бухгалтерском учете отражаются фактические расходы по смете и выявляются их отклонения от нормативных (экономия или перерасход средств, регламентированных сметой). Это – важная информация, характеризующая состояние хозяйственной деятельности некоммерческой организации.

Поэтому в условиях ТСЖ (ЖСК) смета расходов является элементом системного бухгалтерского учета.

Численно смета расходов должна соответствовать штатному расписанию, сложившемуся в регионе уровню заработной платы работников ТСЖ (ЖСК), и сложившимся в регионе договорным ценам на работы и услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества и на коммунальные услуги (в части коммунальных услуг, потребляемых на общем имуществе). Смета расходов не должна зависеть от уровня и источников доходов или изменяться в зависимости от величины доходов.

Структура сметы расходов.

Смета должна отражать все расходы ТСЖ (ЖСК) в течение года, связанные с содержанием, обслуживанием, сохранением, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.

В смете учитываются как расходы, осуществляемые силами самого ТСЖ (ЖСК), так и расходы по договорам технического обслуживания, заключенным со сторонними лицами.


Укрупнено структура сметы расходов должна состоять из следующих частей:

  • Управление (административное руководство).
  • Содержание и обслуживание общего имущества.
  • Ремонт общего имущества.
  • Формирование фондов (резервов).


К расходам на управление относятся:

  • заработная плата персонала управления, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • начисления на зарплату в фонды социального страхования;
  • содержание конторы правления (отопление, водоснабжение, освещение, оплата телефона);
  • канцелярские и почтовые расходы;
  • обучение персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно–правовых документов и специальной литературы);
  • оплата консультационных услуг;
  • служебные разъезды;
  • приобретение оргтехники, компьютеров, конторской мебели и т.п.;
  • членские взносы коллективного участника союза, ассоциации, клуба;
  • представительские расходы;
  • оплата услуг банка.

К расходам на содержание и обслуживание общего имущества относятся:

  • заработная плата персонала, осуществляющего техническое и хозяйственное обслуживание общего имущества, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • начисления на зарплату в фонды социального страхования;
  • расходы по техническому и хозяйственному обслуживанию, санитарному содержанию, сохранению общего имущества, осуществляемыми собственными силами и (или) сторонними лицами в соответствии с договорами;
  • расходы на инвентарь и хозяйственные принадлежности; расходы на материалы; расходы по общедомовым коммунальным услугам;
  • приобретение хозяйственного оборудования;
  • содержание и ремонт основных средств;
  • расходы по страхованию имущества;
  • земельный налог или арендная плата за землю.

К расходам на ремонт общего имущества относятся:

  • текущий ремонт строительных конструкций здания;
  • текущий ремонт инженерного оборудования;
  • капитальный ремонт дома.

К расходам на формирование фондов (резервов) относятся:

  • отчисления в фонд восстановления и замены основных средств;
  • отчисления в фонд текущего ремонта;
  • отчисления в фонд капитального ремонта;
  • резерв непредвиденных расходов;
  • премиальный фонд;
  • фонд материальной помощи.

Пример сметы расходов.

Статья расходов Расходы в руб.
месяц год

1. Управление (административное руководство), всего:

112000 1397000

1.1. Заработная плата персонала управления

85000 1020000

1.2. Отчисления в страховые фонды

22100 265200

1.3. Содержание конторы правления

1500 18000

1. Расходы на телефон

1200 14400

1.5. Канцелярские и почтовые расходы

400 4800

1.6. Обучение персонала

500 6000

1.7. Оплата консультационных услуг

 2000 24000

1.8. Служебные разъезды

800 9600

1.9. Содержание и ремонт оргтехники

1000 12000

1.10. Членские взносы ассациации управляющих организаций

100 1200

1.11. Представительские расходы

1000 12000

2. Содержание и обслуживание общего имущества,     всего:

 258170  3158040

2.1. Заработная плата обслуживающего персонала

102000  1224000

2.2. Отчисления в страховые фонды

26520  318240

2.3. Материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности

500 6000

2.4. Коммунальные услуги по содержанию общего имущества

24000 288000

2.5. Приобретение основных средств

4200 50400

2.6. Содержание и ремонт основных средств

1500 18000

2.7. Оплата услуг банка

1000 12000

2.8. Страхование общего имущества

 1000 12000

2.9. Договоры на техническую эксплуатацию общего имущества

700 8400

2.10. Договор на противопожарное обслуживание

1000 12000

2.11. Договор на аварийное обслуживание

15200 182400

2.12. Договор на вывоз ТБО

26750 321000

2.13. Договор на эксплуатацию домофона

6000 72000

2.14. Договор на санитарное содержание общего имущества

5000 60000

2.15. Договор на охрану территории

48000 576000

3. Ремонт общего имущества, всего:

12500 150000 

3.1. Текущий ремонт здания

7500 90000

3.2. Текущий ремонт инженерного оборудования

5000 60000

3.3. Капитальный ремонт

10000 120000

4. Формирование фондов (резервов),    всего:

54000  728000

4.1. Фонд восстановления и замены основных средств

2000 24000

4.2. Фонд текущего ремонта

10000 120000

4.3. Фонд капитального ремонта

40000 480000

4.4. Резерв непредвиденных расходов

2000 24000

4.5. Премиальный фонд

5000 60000

4.6. Фонд материальной помощи

2000 24000

И т о г о по с м е т е

436670 5433040

Итого сметные расходы на 1 кв.м площади помещений в месяц -

16,80

 

Ошибки при составлении сметы расходов.

Перечислим наиболее характерные ошибки, встречающиеся в сметах расходов ТСЖ (ЖСК).

1. Иногда в смету расходов включают всю сумму коммунальных платежей: не только связанных с общим имуществом, но и с услугами, оказываемыми непосредственно собственникам помещений.

2. Встречаются случаи, когда в смете не отражают затраты, обусловленные договорами с организациями и (или) физическими лицами на работы и услуги, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества.Смета должна содержать все расходы независимо от того, кем осуществляются функции по содержанию, обслуживанию, ткущему и капитальному ремонту, охране общего имущества и управлению.

3. Ошибкой является включение в смету договорных сумм без НДС. Это бывает следствием простого недоразумения, связанного с привычными операциями отнесения на себестоимость сумм за вычетом НДС. Понятно, что по заключенным договорам надо предусматривать в смете реальные величины будущих платежей, т.е. полные договорные суммы, содержащие НДС.

4. Смету расходов ТСЖ (ЖСК) нельзя «подгонять» под задаваемые показатели, кем бы и для каких бы целей это ни предписывалось. Так, например, в Москве нередки случаи, когда для формирования сметы используется ставка планово-нормативных расходов (в 2009 году она составляют 21,02 руб./кв.м в мес.). В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ планово-нормативные расходы, рассчитываемые исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используются для расчета субсидий, предоставляемых гражданам   на содержание и ремонт общего имущества и управление домом.  То есть по закону право на субсидию определяет не смета, а максимально допустимая доля планово-нормативных расходов в совокупном доходе конкретной семьи.

5. Составители сметы допускают ошибки, если не включают в число статей сметы средства на формирование резервов (фондов) на ремонт общего имущества (текущий и капитальный), на восстановление основных средств, на восстановление нематериальных активов, а также фонда непредвиденных расходов. Первые три фонда необходимы всегда, а наличие последнего фонда является необязательным, но полезным, т.к. избавляет ТСЖ (ЖСК) от пересмотра сметы в течение года при возникновении перерасхода.

6. Грубой ошибкой являются еще изредка встречающиеся случаи, когда, под воздействием неправомерных указаний налоговых органов, писем Минфина или статей аудиторов, составители сметы облагают общую сумму расходов налогом на добавленную стоимость. Недопустимость представления уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) как деятельности по реализации собственникам работ и услуг неоднократно обосновывалась в печати.

Комментарии (3)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
   
 
Яндекс.Метрика