Лифты: кто и за что должен платить?

7 июня 2013 -

Такая ситуация была подготовлена многими десятилетиями существования лифтовой службы в системе жилищно-ком­мунального хозяйства в условиях социалистической эконо­мики, когда тарифы были реально экономически неоправданно занижены, а государство в значительной мере компенсировало затраты населения на коммунальные и жилищные услуги.

Корни той советской жилищно-коммунальной политики по привычке культивировались и продолжают жить в настоящее время, при этом одни из них соответствуют требованиям дей­ствующего законодательства, а другие находятся в противо­речии.
 
ПРИМЕРЫ
В ежегодно утверждаемых правительством Москвы рекомендательных для общего собрания собственников и обязательных в случае непри­нятия тарифа на общем собрании собственников тарифах на содер­жание и ремонт общедомового имущества предусмотрена разница тарифа для жителей первого этажа и выше первого этажа в много­квартирном доме (МКД), имеющем лифт.
В постановлениях главы городского округа Орехово-Зуево также диф­ференцируется распределение тарифа на содержание лифтов для первого и более высоких этажей.
В Санкт-Петербурге применялись расчеты платы за содержание лифтов по формуле с учетом этажности проживания.
В Ногинском муниципальном районе Московской области принято решение от 31.05.2012 № 8/34 "О невзимании платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов с жителей первых этажей многоквар­тирных домов".
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Федеральный закон № 131-ФЗ) компе­тенции по установлению регулируемых тарифов на пользование лифтом в общем случае у органов местного самоуправления нет.
Орган местного самоуправления может устанавливать предель­ный уровень тарифа или тариф, если способ управления МКД не выбран (ст. 156 ЖК РФ, п. 34 Правил № 491*), а также тарифы для МУП, но не потому, что это регулируемая деятельность, а потому, что это муниципальная организация (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерально­го закона № 131-ФЗ).
Органы местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства.
Определенную путаницу в вопросы компетенции органов местного самоуправления внесли изменения в Жилищный кодекс, когда от привычных понятий государственного и муниципально­го жилищного фонда в виде домов перешли на государственные и муниципальные помещения и ввели новые определения.
Из содержания ст. 154 ЖК РФ следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального най­ма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управ­лению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
 
Таким образом, обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в т. ч. лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
Согласно положениям ст. 154 ЖК РФ расходы на оплату со­держания и ремонта лифта являются составной частью платы за содержание и ремонт жилого помещения. Отдельно эта плата не должна устанавливаться. Тем более нельзя устанавливать плату "за пользование лифтом" в зависимости от этажа.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД устанавливаются общим собранием собствен­ников помещений в нем, органами управления жилищных коопе­ративов, органами управления ТСЖ (ст. 156 ЖК РФ) и только в слу­чае, указанном в п. 6 ст. 156 ЖК РФ, органом местного самоуправ­ления.
Доля обязательных расходов на содержание общего имуще­ства в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в МКД независимо от положения таких помещений в доме. В соответствии со ст. 39, 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жило­го помещения на 1 кв. м об­щей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в МКД. Собственники нежилых помещений в МКД обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД наравне с собственниками жилых помещений. Уместно рассматривать и лифт, и лифтовую шахту, и машинное отделение лифтового оборудования, и аварийно-диспетчерскую лифтовую службу в двух вариантах:
  • как общедомовое имущество;
  • как жилищную услугу по доставке или транспортировке -пассажиров или грузов.
Предоставление коммунальных услуг по внутридомовым ин­женерным коммуникациям ни у кого не вызывает вопросов, ибо источник коммунальных услуг транспортируется всем, независи­мо от этажа.
Жилищной услугой по транспортировке пассажиров или гру­за лифтовым оборудованием пользуются жители тех этажей, где конструктивно предусмотрена и реализована остановка лифта.
И в этом вопросе есть свои коллизии. В МКД старой построй­ки остановка на втором этаже при имеющемся конструктивном исполнении блокировалась, но при этом требования Ростехнадзора и экспертной организации, проводящей техническое осви­детельствование лифтов, абсолютно конкретны: "лифт должен эксплуатироваться в соответствии с данными, изложенными в па­спорте на лифт, в т. ч. и по количеству остановок".
Реально специализированная организация при освидетель­ствовании лифта, равно как и организация по техническому об­служиванию лифтов и оборудованию аварийно-диспетчерской службы, проверяет технические устройства безопасности и оста­новки на всех этажах, и именно такие условия предусмотрены в соответствующих договорах на данные виды работ и предостав­ляемых услуг. Обращения жителей с просьбами об отключении остановок на 2 или 3 этаже в целях снижения платы за лифты представляются необоснованными и не подлежащими удовлет­ворению. Более того, отключение остановок лифта на любом этаже можно рассматривать как ограничение прав граждан на эту жилищную услугу.
Основанием для включения в плату гражданам услуги за поль­зование лифтами должно являться условие фактического поль­зования этой услугой.
В сферу технического обслуживания и эксплуатации лифтового хо­зяйства вовлечены специализированные организации по выполнению работ и предоставлению следующих услуг:
  • техническое обслуживание лифтового и диспетчерско-аварийного оборудования;
  • техническое освидетельствование шахтного, лифтового и электри­ческого оборудования;
  • электрообеспечение шахтного и лифтового оборудования;
  • эксплуатация и диспетчеризация;
  • страхование лифтового оборудования.
Все эти организации проводят работы и оказывают услуги на основании утвержденных соответствующим образом собственных тарифов, а утверждаемый органом местного самоуправления предельный уровень тарифа обязан учитывать как общую сум­марную величину тарифов специализированных организаций, так и возможность принятия (утверждения) собственниками тарифа в зависимости от конкретной ситуации или конкретных работ по обеспечению работы лифтового оборудования.
Практика показала, что утверждаемый органом местного са­моуправления предельный уровень тарифа на техническое об­служивание и эксплуатацию лифтового хозяйства позволяет как в полном объеме обеспечить работу всех привлекаемых органи­заций, так и предусмотреть, если необходимо, дополнительно плановые работы на лифтовом оборудовании или применить реально необходимый для конкретного дома тариф, в т. ч. его снижение.
Вопросы дифференцированной платы за лифтовое оборудо­вание разъяснены в решении Верховного Суда РФ от 26.05.2005 № ГКПИ05-588 и других аналогичных документах.
Эксплуатационные расходы для жителей первого этажа не являются расходами на пользование лифтами как средством по предоставлению услуги транспортировки граждан и грузов.
По мнению Госстроя России, жители первых этажей МКД мо­гут быть освобождены от обязанности оплачивать:
  • свою долю на техническое обслуживание, освидетельство­вание и страхование лифтового оборудования как обще­долевого имущества;
  • услуги по эксплуатации (т. е. транспортировке людей и гру­зов) и энергопотребление на эксплуатацию лифтового обо­рудования.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электриче­ское и иное оборудование, нахо­дящееся в МКД, входят в состав общего имущества в данном доме. В Правилах № 491 лифт также отнесен к общему имуществу соб­ственников МКД. Поэтому соб­ственники обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества, а согласно ст. 154
ЖК РФ плата за лифт входит в состав платы за содержание и ремонт жилья, величина которой зависит от площади квартиры, что соот­носится в конечном итоге с величиной доли каждого собственника.
В соответствии с п. 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества МКД.
Порядок установления размера платы за лифт зависит от способа управления МКД, который избрали собственники.
При управлении управляющей организацией размер платы устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложений управляющей организации (п. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил № 491).
При управлении товариществом собственников жилья или жилищно-потребительским кооперативом размер платы опреде­ляется органами управления товарищества или кооператива на основе сметы доходов и расходов (п. 8 ст. 156 ЖК РФ, п. 33 Правил № 491). ТСЖ или ЖСК вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения МКД в соответствии с его долей в праве собственности на общее имущество МКД (ст. 137 ЖК РФ). При выборе собственниками способа непосредственного управления МКД размер платы за лифт соответствует размеру платы за услуги и работы по договорам, заключенным собствен­никами помещений с обслуживающими организациями (п. 32 Правил №491).
Ситуация, при которой общее собрание собственников при­нимает решение об одинаковом размере платы за лифты для всех собственников независимо от этажа, конфликтна, а в соответствии с п. 6 ст. 46 ЖК РФ это решение собственник первого этажа может обжаловать, так как ему причинен ущерб в части оплаты услуги, которой он не пользуется.
Нормативные правовые акты, регламентирующие взаимоот­ношения между гражданами, проживающими в МКД, и конкретным собственником жилого помещения, в качестве одного из основных критериев платы за жилье устанавливают факт пользования дан­ной услугой.
Полагаю, что в вопросах распределения платежей по состав­ляющим разделам утверждаемой соответствующим органом ве­личины платы (тарифа) за лифты можно воспользоваться методом, применяемым опытными специалистами советской школы ЖКХ.
Допустим, соответствующий орган принял решение об уста­новлении платы за лифты в размере N руб. с 1 кв. м помещения.
Распределение по составляющим возможно в следующей про­порции, %:
  • техническое диагностирование лифтов, измерительные работы - 5,5;
  • техническое обслуживание лифтов - 31,25;
в т. ч.:
  • техническое обслуживание лифтов, систем ЛДСС, АСУД - 24,86;
  • аварийно-диспетчерское обслуживание - 3,38;
  • дополнительные работы - 2,9;
  • диспетчеризация лифтов - 9,1;
  • освещение и энергоснабжение лифтов - 14,19;
  • страхование лифтов - 1;
  • оплата труда лифтеров - 37,46;
  • прочие расходы - 1,5.
Анализ действующих правовых и нормативных документов по­казывает, что возникающие вопросы по оплате за использование лифтового хозяйства четко определены, начисление и оплата долж­ны производиться дифференцированно и в соответствии с реальным потреблением жилищных услуг и общей обязанностью собствен­ников обеспечить исправное состояние общедомового имущества.
Принятие конкретного решения о порядке расчетов платы населения за обслуживание лифтового хозяйства и определение порядка ее взимания остаются за органами управления МКД для собственников жилья или в соответствующих случаях - за орга­нами местного самоуправления.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4965 просмотров
   
 
Яндекс.Метрика