Вознаграждение членов и председателя ТСЖ возможно и необходимо

7 июня 2013 -

Из п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК следует, что члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе. Им как членам выборного коллегиального органа управления ТСЖ может выплачиваться вознаграждение за работу в размере, определя­емом ОСЧ. Но выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ зависит от наличия предусмотренных для этих целей в годовой смете ТСЖ необходимых денежных средств. Во­прос о том, устанавливать или не устанавливать вознаграждение членам и председателю правления ТСЖ, а если устанавливать, то в каком размере, законодатель полностью отдал на откуп ТСЖ, точнее, собственникам помещений в МКД, являющимся членами товарищества.

При решении этого вопроса необходимо учитывать сложив­шуюся в товариществе практику. Например, если члены ТСЖ, желая сэкономить, никогда не устанавливали вознаграждение членам и председателю правления ТСЖ и это не повлияло на качество работы этого коллегиального исполнительного органа, то, возможно, есть основания сохранить такой подход и в оче­редном году, на который устанавливается смета. Но если члены ТСЖ решили прекратить выплачивать вознаграждение председа­телю правления ТСЖ или такое вознаграждение исторически ранее не устанавливалось и не выплачивалось, а в результате понизилась мотивация собственников давать согласие на выполнение этих трудных, но нужных обязанностей, то стоит задуматься, что выгод­нее: экономия на таком вознаграждении или финансовые потери от снижения качества организации работы правления, контроля за управляющей, подрядными и ресурсоснабжающими организа­циями. Ведь не секрет, что при отсутствии постоянного контроля со стороны ТСЖ управляющие организации часто на практике (скрытно) выполняют только 50-70% своих обязательств по до­говору управления МКД. Поэтому представляется, что вознаграж­дение председателю правления ТСЖ, работающему как на "основ­ной работе", выплачивать нужно обязательно. При большом объ­еме работы правления (например, дома площадью более 10-15 тыс. кв. м), наличии достаточно весомой загрузки предсе­дателя правления ТСЖ и его заместителей целесообразно вы­плачивать вознаграждение не только председателю, но и его заместителям, а может быть и всем членам правления. Здесь го­товых рецептов не существует. Есть и плюсы, и сомнения скепти­ков (а они встречаются в каждом доме). Этот вопрос нужно об­суждать в каждом ТСЖ, и от его решения во многом зависит ре­зультат управления домом.
 
Уже было сказано, что выплачиваемое членам и председате­лю правления ТСЖ вознаграждение не зависит от их квалифика­ции, сложности выполняемой работы, условий ее выполнения, количества и качества затраченного труда. Это надо понимать как отсутствие возможности формализовать границы размера оплаты этих должностей (невозможно установить градацию раз­мера вознаграждения в зависимости от указанных факторов). Ведь члены правления ТСЖ и его председатель, как правило, не имеют жестких и подробных должностных инструкций. А если в товари­ществе и принимаются положения о правлении и (или) о пред­седателе правления, то этот документ все равно не может квали­фицироваться как должностная инструкция наемного работника. Размеры вознаграждения иногда устанавливаются "под конкрет­ного человека", чтобы он согласился занять выборную должность. На практике диапазон вознаграждения председателей правления ТСЖ - от 5 тыс. до 100 тыс. руб., а иногда и более.
Затраты на выплату вознаграждения членам правления и пред­седателю правления ТСЖ, а также источники финансирования этих затрат устанавливаются сметой доходов и расходов ТСЖ на год (п. 2 ч. 1 ст. 137 и п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК).
Составление смет доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год и предоставление их ОСЧ для утверждения входят в обязан­ности правления ТСЖ (ч. 3 ст. 148 ЖК). В проект такой сметы мож­но включать годовой и помесячный размер вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ, расходы на уплату соответствую­щих налогов (в частности, НДФЛ). При рассмотрении проекта сме­ты доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ представляет ОСЧ для ознакомления свое заключение о подготовленной правлением годовой смете доходов и расходов товарищества (п. 2 ч. 3 ст. 150 ЖК).
 
При этом иногда встречаются подходы, согласно которым источником финансирования затрат на выплату вознаграждения   членам и председателю правления ТСЖ указываются отдельные виды доходов от хозяйственной деятельности ТСЖ. Это, например, пени, доходы от рекламы, платежи провайдеров за пользо­вание элементами общего имущества МКД (кабельные каналы, крыша, стены) и т. п. Нельзя согласиться с таким подходом, де­монстрирующим, что председатель правления ТСЖ "совсем не в тягость" собственникам помещений МКД и они не оплачивают вознаграждение "из своего кармана". Такой подход, помимо того что подталкивает председателя правления ТСЖ заниматься большую часть времени поисками надежного источника для "зарабатыва­ния" вознаграждения, просто неправомерен с юридической точ­ки зрения.
 
Установленные ч. 14 ст. 155 ЖК пени являются разновидностью законной неустойки (ст. 332 ГК РФ). Они установлены как мера воздействия на нерадивых должников (лиц, несвоевременно или не полностью внесших установленную плату за жилое помещение и коммунальные услуги). Пени причитаются ТСЖ как юридическо­му лицу, являющемуся стороной денежных обязательств по опла­те обязательных платежей и взносов. Установление целевой при­вязки пени к размеру вознаграждения председателя правления ТСЖ не выдерживает критики. Получается, что если председатель правления ТСЖ хорошо организовал работу с должниками, до­бился отсутствия задолженности и из-за этого отпали основания для начисления пени, то вознаграждения у председателя не будет? Абсурд.
 
Вряд ли можно признать правильным привязку такого возна­граждения к хозяйственной деятельности ТСЖ по выполнению его работниками индивидуальных заказов собственников услуг и работ, не связанных с содержанием и ремонтом общего имуще­ства МКД. Поступления по таким возмездным договорам не си­стематические, зависят от неоднородного спроса, а значит, такая привязка ставит под сомнение регулярность выплаты вознаграж­дения членам и председателю правления ТСЖ.
Использование доходов от рекламы и платежей провайдеров за пользование элементами общего имущества в МКД, а также и других доходов от передачи в пользование общего имущества в МКД противоречит положениям ч. 3, 3.1 ст. 44 ЖК. Отнесение сдачи в аренду и внаем части общего имущества МКД (п. 3 ч. 2 ст. 152 ЖК) к видам хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, не означает, что данные средства не могут по­падать в разряд "средств ТСЖ" (ч. 2 ст. 151 ЖК). Ведь ТСЖ не име­ет отношения к принятию решений о передаче иным лицами в возмездное или безвозмездное пользование общего имущества собственников помещений в МКД. Это прерогатива общего со­брания собственников помещений, а не ОСЧ, поскольку объектом аренды является общее имущество в МКД, которое не принад­лежит ТСЖ. Это общая долевая собственность собственников помещений в МКД. Согласно ч. 3.1 ст. 44 ЖК общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение уполномочить ТСЖ от имени собственников помещений заключать договоры об использовании общего имущества (в т. ч. договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на усло­виях, определенных решением общего собрания. То есть арен­додателем являются собственники помещений, а ТСЖ - только представитель собственников.
 
Средства ТСЖ как некоммерческой организации состоят в основном из носящих целевой характер поступлений от соб­ственников. Представляется, что в качестве источника выплаты вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ целесо­образно использовать все средства, составляющие бюджет товари­щества. Размер устанавливаемых платежей и взносов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК устанавливается товариществом на основе принятой сметы доходов и расходов на год. Есть прямая связь между размерами платежей и взносов и потребностями ТСЖ, в т. ч. и потребности в выплате вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ. При этом ОСЧ устанавливает размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответ­ствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Поскольку расходы на выплату вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ относятся к расходам на управле­ние МКД, то все собственники как жилых, так и нежилых помещений, как на праве частной, так и публичной собственности, обязаны нести в составе своих платежей и взносов расходы на выплату таких вознаграждений и других общих расходов. Причем из п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК следует, что такие расходы распределяются и на членов ТСЖ, и на собственников, не являющихся членами ТСЖ. Таково требование закона. Платежи и взносы являются стабильным доходом ТСЖ, позволяющим планировать и обеспечивать надеж­ный источник для выплаты вознаграждения членам и председа­телю правления ТСЖ.
 
Необходимо обратить также внимание на то, что полномо­чия ОСЧ, установленные п. 8.1 (об утверждении смет доходов и расходов ТСЖ на год) и п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК (об определении размера вознаграждения членов правления ТСЖ), являются взаимосвязанными. Принятие ОСЧ решения об "определении размера вознаграждения членов правления товарищества, в т. ч. председателя правления товарищества" должно предшествовать утверждению смет доходов и расходов ТСЖ на соответствую­щий год.
 
Представляется, что вопрос о выплате вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ нецелесообразно разрешать в уставе ТСЖ (устанавливать определенное окончательное реше­ние в отношении такой выплаты: выплачивать или не выплачивать). Это ограничит возможность принятия решений ОСЧ.
 
ПРИМЕР:
Представьте себе: уставе закреплено, что вознаграждение членам и председателю правления ТСЖ не выплачивается. В этом случае для принятия решения об установлении вознаграждения указанным выборным должностным лицам прежде всего необходимо в установ­ленном порядке внести изменения в устав. Тогда деятельность прав­ления и ТСЖ на определенное время может быть осложнена либо парализована "безвластием".
- Предлагается ограничиться лишь дублированием в уставе положения п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК. Тогда ОСЧ сможет при необходи­мости оперативно и правомерно принимать решение о введении или прекращении выплаты вознаграждения.
 
ПРИМЕР:
В правление избраны люди, имеющие большую занятость по основной работе. Если в такой ситуации никто не готов пожерт­вовать своей профессией (бизнесом) и посвятить работе предсе­дателя все время, то председатель правления не сможет выпол­нять функции в ТСЖ ежедневно. Обычно в таких случаях в штат ТСЖ нанимают по трудовому договору управляющего, устанавли­вают для него четкую должностную инструкцию, распределяют между заместителями председателя правления ТСЖ функции контроля. Естественно, председатель правления будет выполнять все то, что предписано ст. 147-149 ЖК. Но поскольку основная роль председателя правления ТСЖ - это координация деятельно­сти членов правления товарищества, осуществление контроля за управляющим, управляющей организацией, а не самостоятельное принятие текущих управленческих решений, то такому председа­телю правления ТСЖ может быть и не нужно устанавливать вознаграждение.
Процедурные положения в отношении выплаты вознаграж­дения председателю и членам правления ТСЖ могут быть утверж­дены ОСЧ в качестве специального положения, которое может быть скоординировано с положением о премировании, но не входить в него составной частью. При этом не нужно забывать, что премирование работников по найму (бухгалтеров, сантехни­ков, дворников и др.) и премирование членов и председателя правления ТСЖ при всей схожести все же имеет разные правовые и содержательные основания.
 
Таким образом, у ТСЖ как сообщества собственников по­мещений в МКД, являющихся членами этой организации, есть большие полномочия по решению вопроса об установлении выплаты вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ. В связи с этим представляется, что разговоры о наличии каких-либо законодательных ограничений прав на профессию не имеют конструктивной основы. Решение об установлении размера возна­граждения членов и председателя правления ТСЖ принимается путем открытого обсуждения собственниками помещений в МКД как в комиссиях товарищества, так и на правлении и общем со­брании. Добросовестно работающие председатели правлений ТСЖ в здоровом коллективе такого обсуждения не боятся.
 
Оформление выплаты вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ.
 
По сложившейся в предшествующие годы прак­тике зарплата председателя правления ТСЖ фигурировала первой строкой в штатном расписании в разделе, посвященном отражению затрат на содержание наемных работников. Но раз нет правовых оснований для заключения ТСЖ с председателем правления ТСЖ трудового договора, то представляется, что затраты на выплату вознаграждения председателю правления ТСЖ вообще не долж­ны указываться в штатном расписании и должности председате­ля правления ТСЖ в штатном расписании не может быть совсем.
 
Финансирование вознаграждения председателя и членов правления ТСЖ должно производиться из средств ТСЖ, опреде­ленных ст. 151 ЖК, которыми распоряжается правление ТСЖ в соответствии с финансовым планом товарищества (п. 4 ст. 151 ЖК). Основой для финансового плана, естественно, является ут­вержденная смета доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год. В такой смете и финансовом плане должен быть специальный раздел "Вознаграждение членов правления и председателя прав­ления ТСЖ".
 
С учетом предшествующего анализа можно сделать вывод, что для того, чтобы лица, избранные членами и председателем правления ТСЖ, приступили к выполнению своих обязанностей и им выплачивалось вознаграждение, достаточно иметь:
  • решения об их избрании, оформленные протоколами ОСЧ и (или) заседания правления ТСЖ;
  • решение ОСЧ об определении размера вознаграждения таких лиц, оформленное протоколом ОСЧ;
  • утвержденную смету доходов и расходов ТСЖ на текущий год;
  • принятый финансовый план товарищества в соответствии со сметой доходов и расходов ТСЖ на текущий год.
Издание приказов о назначении указанных лиц на должность, а также заключение с ними трудовых договоров не требуется. Это будет противоречить норме ч. 3.1 ст. 147 ЖК.
 
Уплата товариществом страховых взносов в отношении членов правления и председателя правления ТСЖ.
 
В соответствии с по­ложениями ст. 5 и 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования" (Феде- ральный закон № 212-ФЗ) страховые взносы уплачиваются (пере­числяются) в государственные внебюджетные фонды, а именно:
  • в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ объектом и базой для начисления страховых взносов для орга­низаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физи­ческим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, причем не по всем гражданско-правовым договорам, а только по таким, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социаль­ному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
 
Вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ про­изводятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, ока­зание услуг, а на основании решения ОСЧ. Поэтому такие возна­граждения в отличие, например, от заработной платы наемных работников не являются объектом обложения страховыми взно­сами. Это прямо следует из Федерального закона № 212-ФЗ.
 
Вывод о том, что вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ не являются объектом обложения страховыми взносами, подтверждается по аналогии в письме Минздравсоц-развития России от 01.03.2010 № 421-19* в отношении устанавли­ваемых решением общего собрания акционеров вознаграждений, выплачиваемых выборным членам совета директоров (наблюда­тельного совета) акционерного общества в период исполнения ими своих обязанностей. Отношения по выбору членов наблю­дательного совета ОАО имеют много общего с отношениями в ТСЖ по выборам правления.
 
Кроме того, аналогичный вывод был сделан в разъяснениях Минфина России в письме от 28.08.2009 № 03-04-06-02/62 в от­ношении обложения ЕСН выплат, произведенных адвокатам, за­нимающим выборные должности председателя и заместителя председателя коллегии адвокатов. У таких должностных лиц ста­тус также имеет много общего со статусом лиц, избранных чле­нами и председателем правления ТСЖ. Это подтверждает, что и ранее, до принятия Федерального закона № 212-ФЗ, ЕСН не дол­жен был уплачиваться (перечисляться) товариществом в отноше­нии вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ.
 
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций при­знаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в поль­зу физических лиц по трудовым договорам. Согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в т. ч. предусмотренные трудовыми, коллектив­ными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
 
Анализируя данную норму, Минздравсоцразвития России в пись­ме от 23.03.2010 № 647-19 указывает, что "учитывая изложенное, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними пря­мо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми до­говорами". Но необходимо обратить внимание на то, что здесь речь идет о лицах, с которыми заключены трудовые договоры, в которых отдельные выплаты "не прописаны". С учетом приведенного ана­лиза данные разъяснения не касаются случая с уплатой страховых взносов в отношении вознаграждений, начисляемых ими в пользу членов и председателя правления ТСЖ, поскольку норма ч. 3.1 ст. 147 ЖК запрещает им работать в ТСЖ по трудовому договору.
 
Правовые позиции профильных министерств, отвечающих за государственную политику в сфере трудовых и финансовых от­ношений, помогают понять, что вознаграждения членов правле­ния и председателя правления ТСЖ неявляютсяобъектом обло­жения страховыми взносами.
 
Допускается ли добровольная уплата страховых взносов в Пенси­онный фонд?
 
Многих председателей правления ТСЖ волнует вопрос пенсионного обеспечения, особенно если вознаграждение за вы­полнение обязанностей по должности председателя правления ТСЖ является для них единственным источником дохода. Этот вопрос еще более обостряется в связи с тем, что страховые взносы не должны уплачиваться (перечисляться) товариществом в отношении вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ, а в отно­шении наемных работников по трудовому договору - должны.
 
Право на пенсионное обеспечение возникает в случае упла­ты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Федеральный закон № 167-ФЗ). Об­ратите внимание, что именно это является главным условием выплаты пенсий, а не просто "наличие трудового стажа". Статья 29 этого закона предусматривает право на добровольную уплату страховых взносов и вступление в правоотношения по обязатель­ному пенсионному страхованию. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ "добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе ... физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федера­ции, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом". То есть даже в том случае, если член или председатель правления ТСЖ не работает по трудовому договору в какой-то другой орга­низации и не имеет доходов как индивидуальный предпринима­тель, он может уплачивать страховые взносы самостоятельно и соответственно имеет право на пенсионное обеспечение.
 
Член или председатель правления ТСЖ вступает в правоот­ношения по обязательному пенсионному страхованию путем добровольной подачи заявления в территориальный орган Пен­сионного фонда РФ (т. е. по месту жительства) по правилам, ут­верждаемым постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 627 "О порядке утверждения правил подачи заявления о до­бровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию". Это постановление устанавливает, что правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию утверждаются Минздравсоцразвития России*.
 
К заявлению о добровольном вступлении в правоотноше­ния по обязательному пенсионному страхованию член или председатель правления ТСЖ должен приложить следующие документы:
  • удостоверяющие личность;
  • подтверждающие сведения, предусмотренные подп. 2-7 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об инди­видуальном (персонифицированном) учете в системе обязатель­ного пенсионного страхования" (т. е. документы, подтверждающие фамилию, имя, отчество; фамилию, которая была у застрахован­ного лица при рождении; дату рождения; место рождения; пол;адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта
     или удостоверения личности; дату выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены такие сведения, наименование выдавшего их органа).
Проблем для представления таких документов быть не должно.
Страховые взносы членам и председателям правлений ТСЖ придется уплачивать исходя из стоимости страхового года, в по­рядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ. Все под­робности уплаты страховых взносов членами и председателями правлений ТСЖ, добровольно вступающими в правоотношения
 
по добровольному обязательному пенсионному страхованию, можно уточнить в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (собственно, это можно было сделать и раньше).
 
Понуждает ли ч. 3.1 ст. 147 ЖК к заключению товариществом до­говора управления многоквартирным домом?
 
Обычно этот тезис вытекает из утверждения, что якобы члены и председатель прав­ления ТСЖ должны работать в товариществе на общественных началах. Но, как было установлено, членам и председателю прав­ления ТСЖ по решению ОСЧ вознаграждение может выплачивать­ся. Поэтому само основание ложного утверждения отсутствует.
 
Однако следует признать, что вступать в договорные отно­шения с управляющими организациями толкает ТСЖ не норма ч. 3.1 ст. 147 ЖК, а другие нормы. Этому способствует норма ч. 2.2 ст. 161 ЖК, согласно которой "при заключении договора управле­ния многоквартирным домом с управляющей организацией ука­занные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнени­ем работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего иму­щества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома", и норма ч. 12 ст. 161 ЖК, согласно которой "в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственни­ков жилья либо жилищным кооперативом или иным специализи­рованным потребительским кооперативом с управляющей ор­ганизацией коммунальные услуги собственникам и пользовате­лям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией", а не ТСЖ.
 
То есть законодатель при наличии решения правления ТСЖ о заключении договора управления МКД освобождает ТСЖ от ответственности за предоставление коммунальных услуг. В этом случае абонентом ресурсоснабжающих организаций будет не ТСЖ, а управляющая организация. Выгодно это или нет, прием­лемо или неприемлемо - решать членам ТСЖ через органы управ­ления товариществом. Заключение такого договора - право, а не обязанность ТСЖ. Но если ТСЖ не заключит договор управления МКД с управляющей организацией, то исполнителем коммуналь­ных услуг будет ТСЖ.
 
Применение нормы ч. 3.1 ст. 147 ЖК по аналогии. Представля­ется, что установленный в ч. 3.1 ст. 147 ЖК запрет для членов и председателей ТСЖ совмещения деятельности в правлении с работой в товариществе по трудовому договору по аналогии закона (ст. 7 ЖК) распространяется и на членов и председателей ЖСК и жилищных кооперативов. Такой вывод обусловлен тем, что после выплаты паевых взносов членами таких кооперативов воз­никает общее имущество в МКД, управление которым коопера­тивом практически не имеет отличий от управления домом ТСЖ.
 
Члены кооператива также избирают из числа собственников правление и председателя кооператива.
 
Заключение. Запрет для членов правления и председателей ТСЖ совмещения деятельности в правлении с работой в товари­ществе по трудовому договору не запрещает получения такими лицами за свой труд денежного вознаграждения. Принимая ре­шение об избрании на должности членов правления ТСЖ и его председателя, граждане соглашаются с теми юридическими по­следствиями, которые обусловливаются федеральным жилищным законодательством исходя из существа и целевой направленности этого вида общественно полезной деятельности и фактического положения таких лиц в порождаемых ею отношениях. Законода­тельный запрет в ч. 3.1 ст. 147 ЖК совмещения своей деятельно­сти в правлении товарищества в качестве члена этого коллеги­ального исполнительного органа и его председателя с работой в товариществе по трудовому договору относится к специфично­му правовому статусу субъектов этой деятельности. При этом законодатель в п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК допускает получение членами правления ТСЖ и его председателем вознаграждения за свою деятельность. То есть какой-либо законодательный запрет на осуществление на возмездной основе общественно полезной деятельности указанными лицами отсутствует.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 5653 просмотра
   
 
Яндекс.Метрика